Русские корни Илона Маска: Какие тайны скрывает биография инженера
Родился Маск в 1971 году в Южной Африке, в семье модели и диетолога Майи и электромеханического инженера, Эррола Маска. Своего отца Илон охарактеризовал как «ужасного человека». В детстве Маск был настоящим книжным червём. Сейчас он богатый, успешный гражданин целых трёх стран: ЮАР, Канады и США.
Первые шаги
Свой талант Илон проявил ещё в детстве. Будучи всего двенадцати лет от роду, он не только сам создал видеоигру, но и смог её продать компьютерному журналу. В 1988 году Маск получил канадский паспорт и уехал из Южной Африки.
Илон переехал в Кремниевую долину летом 1995 года. Вначале он зарегистрировался в программе доктора философии по прикладной физике в Стэнфордском университете.
Всего через пару дней Маск передумал, отказался от этого и переехал к брату в солнечную Калифорнию. Кимбалл Маск младше всего на 15 месяцев. Он тогда только успел окончить Королевский университет по специальности «бизнес». Вместе братья запустили стартап Zip2. Это был онлайн-каталог предприятий, снабжённый картами. Прошло не так много времени и он превратился в довольно успешную компанию. В 1999 году Маски продали её производителю компьютеров Compaq за три сотни миллионов долларов.
На достигнутом Илон останавливаться не захотел и основал самостоятельно ещё одну компанию по предоставлению финансовых онлайн-услуг X.com. Его основным конкурентом была компания Confinity, основанная Питером Тилем всего через несколько месяцев после X.com. У них даже офисы были в одном здании. Две компании объединились в марте 2000 года. Новоиспечённая фирма получила название – PayPal. Это был их основной продукт - услуги денежных онлайн-переводов. Уже осенью 2002 года компанию выкупила служба онлайн-аукционов Ebay за их акции на сумму 1,5 миллиарда долларов. Илон Маск, который был крупнейшим акционером PayPal, отныне владел акциями Ebay на сумму 165 миллионов долларов.
Миссия Илона Маска
Гениальный инженер не из тех, кто сидит сложа руки. После своего ухода из PayPal, Маск основал ещё три компании. В создание SpaceX и Tesla Motors он вложил почти всё своё состояние. Компании Илона нацелены на снижение климатических рисков за счёт ускорения перехода на чистую электроэнергию.
На самом деле планы у Маска гораздо более далекоидущие. Его взгляд направлен далеко в будущее. Илон считает, что если человечество продолжит ограничиваться одной планетой для своего существования, то его выживание окажется под большой угрозой. Рано или поздно какая-нибудь катастрофа - может быть, астероид, супервулкан или ядерная война - положит конец пребыванию человека на Земле. Именно с этой целью Маском была основана компания Space Exploration Technologies Corp., или SpaceX. Её глобальная миссия - спасти человечество с погибающей планеты.
Маск прошёл специальное инженерное обучение, необходимое для умения проектировать ракеты. Он является главным техническим директором, а также генеральным директором SpaceX. Ключевым сотрудником компании стала Гвинн Шотвелл. Она является правой рукой Маска и отвечает за развитие бизнеса. Гвинн – настоящая легенда в мире космических технологий, без неё компания вполне могла бы потерпеть неудачу.
Первыми ракетами Маска были Falcon 1 (запуск - 2006 год) и более крупный Falcon 9 (запуск - 2010 год). Они были спроектированы максимально экономично. Цель Илона была сделать своё детище намного дешевле, чем ракеты конкурентов. Потом была Falcon Heavy (запуск - 2018 год). Эта ракета могла перевозить на орбиту груз в два раза превышающий грузоподъёмность продукта ближайшего конкурента, а стоили в три раза дешевле. После этого SpaceX объявила о системе Super Heavy – Starship, ещё более усовершенствованной версии. Она предназначена для обеспечения быстрой транспортировки между городами на Земле и строительства баз на Луне и Марсе.
Кроме этого, SpaceX разработала космический корабль «Dragon». Он доставляет грузы на Международную космическую станцию (МКС). «Dragon» может перевозить до семи астронавтов.
Личная жизнь и русские корни
Гений крайне редко говорит о своей личной жизни. Лишь однажды он признался в одном из интервью, что просто не может быть по-настоящему счастлив в одиночестве. Этот страх одиночества родом из детства. Родители Маска развелись, когда он был ещё подростком.
Со своей первой женой будущий миллиардер познакомился в университете. Джастин Уилсон была очень красивой, скромной и весьма амбициозной девушкой. Ухаживал он за ней очень красиво и настойчиво. Джастин его долго игнорировала, но в конце концов сдалась. Кроме цветов Маск всегда давал девушке свою кредитную карту, когда она шла в книжный магазин. При этом он говорил: «Бери всё, что захочешь». Отношения казались сказкой, но через пару лет распались. Два лидера не ужились вместе.
После развода инженер горевал недолго. Всего через шесть недель после него он женился на британской актрисе Талуле Райли. Всего через пару лет последовало мирное расставание. Причиной опять стала одержимость Маска своей работой. После этого миллиардеру приписывали роман с Камерон Диаз, но подтверждений этому нет. Потом он опять вернулся к Талуле. Опять ушёл. Затем последовали скандальные отношения с Эмбер Хёрд.
С 2018 года Илон Маск находится в отношениях с канадской певицей Граймс (Клэр Элис Буше). 5 мая 2020 года у пары родился наследник. Для самого Илона этот ребёнок стал шестым. Мать Буше - прокурор и известный в Канаде общественный деятель. Бабушка Граймс имеет украинское происхождение. Певица с детства привыкла к русской речи. Таким образом она довольно неплохо выучила этот язык.
Буше не раз оставляла в своём творчестве намёки на русские корни. На обложке одного из её альбомов красуется надпись «Я люблю» и цитата из «Песни последней встречи» Анны Ахматовой. Последнюю певица называет своей любимой поэтессой. Однажды на концерте Граймс исполнила переложенное на музыку стихотворение Пушкина «Я вас любил» на русском языке. Позже она спела песню Янки Дягилевой «Я повторяю 10 раз и снова».
Илон Маск как-то ответил по-русски на мем «Как тебе такое, Илон Маск?». После он иногда пользовался русским языком в сообщениях. Когда его попросили дать комментарий, он сказал, что ему очень нравится звучание русского языка. Твиты Маска всегда порождали кучу домыслов. Некоторые пользователи предположили, что языку Илона обучила именно его сердечная подруга, Граймс.
Тесла
Маска давно интересовали возможности электромобилей. В 2004 году он стал одним из основных спонсоров Tesla Motors. Это компания по производству электромобилей, основанная предпринимателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. В 2006 году Tesla представила свой первый автомобиль. Он мог проехать без зарядки почти четыре сотни километров. Кроме всего прочего это был спортивный автомобиль, который разгонялся до ста километров в час всего за четыре секунды.
Два года спустя Tesla презентовала седан Model S. Автомобиль покорил всех не только своими потрясающими техническими характеристиками, но и дизайном. После этого был роскошный внедорожник Model X. В 2017 году компания выпустила более бюджетную машину - Model 3.
Человеческий вид устарел?
Многие мыслители, в их числе и Маск, говорят, что искусственный суперинтеллект (AGSI) - более умный, чем люди, представляет собой огромный экзистенциальный риск для будущего человечества. Именно по этой причине в декабре 2015 года Илон стал соучредителем некоммерческой компании OpenAI для разработки «дружественного ИИ». OpenAI предоставляет бесплатный доступ к своим передовым результатам исследований в области ИИ. Идея состоит в том, чтобы распространить методы обеспечения безопасности AGSI и предотвратить монополизацию AGSI влиятельными финансовыми группами.
Ошибки, тяжёлые времена и споры
Илон Маск не идеальный герой, никогда не допускающий ошибок. Он обладает блестящим умом, необычайным видением и просто суперспособностями. При этом он очень тяжёлый человек. Об этом рассказывают его бывшие сотрудники. Маск привык работать по 80 часов в неделю и ожидает, что его инженеры тоже будут работать столько же. Он часто бывает нетерпелив с коллегами. Часто, будучи раздражённым, он может уволить человека прямо на месте за то, что он считает проявлением некомпетентности. Другие говорят, что такое, всё же, бывает не столь часто.
Маск бывает также весьма неосторожным в своих публичных заявлениях и суждениях. Он частенько рассылает зажигательные твиты, за которые позже ему приходится приносить извинения.
В 2018 году Маск выразил сомнения по поводу публичной торговли Tesla и написал об этом целую серию твитов. Он хотел сделать эту компанию частной. Практически сразу Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в суд на Маска за мошенничество с ценными бумагами. В иске утверждалось, что твиты были «ложными и вводящими в заблуждение». Правление Tesla отклонило предложенное SEC урегулирование. Причиной называли угрозы Маска уйти в этом случае в отставку. Из-за этой новости акции Tesla резко упали. В конечном же итоге был принят более жёсткий вариант сделки. Условия соглашения обязали Илона покинуть пост председателя на три года. Однако, сохранили за ним кресло генерального директора.
Hyperloop
В 2013 году Маск выразил недовольство по поводу высокой стоимости строительства высокоскоростной железнодорожной системы в Калифорнии. Он предложил альтернативную более быструю систему, Hyperloop. Это пневматическая труба, внутри которой может находится капсула с 28 пассажирами. Согласно проекту она должна пройти около 600 километров между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско всего за полчаса. Скорость этого транспорта будущего почти равна скорости звука.
Маск утверждал, что Hyperloop обойдётся всего в 6 миллиардов долларов. Учитывая тот факт, что капсулы могут отправляться в среднем каждые две минуты, система может вместить около шести миллионов человек. Это способно полностью удовлетворить спрос на этот маршрут. Однако тут же Маск заявил, что между запусками SpaceX и Tesla он не может уделять достаточно времени развитию Hyperloop.
В мае 2020 года Маск вновь пережил бурю споров. Поводом послужило его решение открыть производственное предприятие Tesla Motors во Фремонте, штат Калифорния, после двухмесячного закрытия. Этими действиями он вступил в конфликт с администрацией округа Аламеда. Там было вынесено решение о том, что Tesla не является «важным бизнесом» и должно оставаться закрытым из-за объявленного локдауна.
Несмотря на все разногласия и необдуманные публичные высказывания, Tesla и SpaceX уже пережили свои тяжёлые ранние годы роста и становления. Теперь они находятся на пути к тому, чтобы стать мегаприбыльными предприятиями. Сегодня мало что может остановить или замедлить Илона Маска, который стремится вывести свои компании «ad astra» - к звёздам.