Интернет и чего там только нет

01.04.2020

Почему публика потешась над известными сегодня импрессионистами

 

 

культорология 

Сегодня импрессионизм - самоё популярное художественное направление. Но когда импрессионисты пытались обосноваться в Париже в 1860-1870-х годах, всё было совсем по-другому. Их презирали, над ними глумились, а их работы зачастую выставлялись на потеху публики, не жалеющей колких высказываний в адрес художников.



1. Завтрак гребцов, Ренуар

 

Завстрак гребцов, Ренуар. \ Фото: en.wikipedia.org.

 

Завстрак гребцов, Ренуар. \ Фото: en.wikipedia.org.



«Завтрак гребцов» - это классический Ренуар: он современен, показывает людей, наслаждающихся собой, написан плавными мазками кисти и закончен в знакомом Ренуару богатом и глянцевом стиле.

Ренуар любил лодочное озеро к северу от Шату-Круасси. Это место находилось рядом с отелем «Фурнез», где Ренуар ухаживал за своей женой Алиной и куда они часто возвращались летом. Картина полностью импрессионистична: она изображает современную сцену, современную одежду и не стремится передать какой-либо моральный посыл. Это просто о том, как люди веселятся в воскресенье днём.

 

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876 год. \ Фото: arthistory.ru.

 

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876 год. \ Фото: arthistory.ru.



Впрочем, это вполне соответствовало общей философии живописи Ренуара. Как он и сказал: «Картина должна быть приятной, восхитительной и красивой, да, красивой. В мире достаточно неприятных вещей и без того, чтобы мы производили их ещё больше».На переднем плане изображена Алина с собакой на коленях. Она разговаривает с группой людей, среди которых есть художники-импрессионисты Гюстав Кайботт и Мэри Кассат. Картина особенно впечатляет тем, что объединяет три жанра в один: портрет, натюрморт (фрукты на столе) и пейзаж (пышная листва на заднем плане).

Пьер Огюст Ренуар: Лягушатник, 1869 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.

 

Пьер Огюст Ренуар: Лягушатник, 1869 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.



Но в то время как личная жизнь Ренуара была в полном порядке, его карьера всё ещё висела на волоске сомнений. Как и другие импрессионисты, он не мог найти постоянных покупателей своих работ и летом 1881 года пережил кризис, который привел его к так называемому сухому периоду (он беспокоился, что стагнирует, и задавался вопросом, не следует ли ему возглавить новое художественное направление). Действительно, он часто платил за еду и ночлег в «Фурнезе», жертвуя картины. «Завтрак гребцов» был представлен на седьмой выставке импрессионистов, состоявшейся в 1882 году. Он даже получил ответные комплименты от ряда других враждебных критиков. Они включали комментарий Армана Сильвестра о том, что это была одна из лучших картин, «созданных этим мятежным творчеством независимых художников» и едкое замечание Альберта Вульфа о том, что «если бы Ренуар действительно научился бы рисовать, тогда у него возможно была бы красивая картина».

2. Бар в Фоли-Бержер, Мане

 

Моне и госпожа Моне в лодке, Эдуар Мане, 1874 год. \ Фото: artchive.ru.

 

Моне и госпожа Моне в лодке, Эдуар Мане, 1874 год. \ Фото: artchive.ru.



К 1882 году Мане умирал от третичного сифилиса. Но он по-прежнему стремился рисовать и выставлять свои работы в официальном Салоне изящных искусств, где в прошлом году наконец добился успеха (получив медаль второго класса за картину аристократа Анри Рошфора). Это было важно и означало то, что Мане мог выставлять свои работы без согласия враждебно настроенного жюри.

Бар в Фоли-Бержере, Мане, 1882 год. \ ru.wikipedia.org.

 

Бар в Фоли-Бержере, Мане, 1882 год. \ ru.wikipedia.org.



«Бар в «Фоли-Бержер»» был одной из двух работ, которые он представил в 1882 году.
Картина представляет собой одно из самых захватывающих мест в любимом Мане Париже - в «Фоли-Бержер». Работа насквозь современная (демонстрация электрического освещения, пивных бутылок из Англии и импортных мандаринов) – всё это и многое другое является неотъемлемой частью данного произведения.

Эдуард Мане: В оранжерее, 1878—1879 гг.

 

Эдуард Мане: В оранжерее, 1878—1879 гг.



Эта картина, как и многие работы Мане, загадочна. Женщина по имени Сюзон отрешённо смотрит на зрителя, по-видимому, погружённая в свои мысли. Во многих отношениях она одета скромно, но на ней красуется весьма примечательное чёрное ожерелье. Несмотря на ярко выраженное спокойствие, Сюзон, похоже, ведёт оживлённую дискуссию с джентльменом в цилиндре. Трудно сказать, говорят ли они о напитках или о чём-то гораздо более серьёзном. И тут же возникает вопрос, кто этот таинственный мужчина: покровитель, любовник или отец Сюзон?

В саду, Мане, 1870 год.\ Фото: ru.artsviewer.com.

 

В саду, Мане, 1870 год.\ Фото: ru.artsviewer.com.



Однако самое важное - это любопытное использование рефлексии. В баре явно есть большое зеркало позади него. Но Мане намеренно играет с отражением, чтобы дать нам хороший обзор спины Сюзон и человека, с которым она разговаривает. Результат озадачил современников и озадачивает по сей день. Интересным является тот факт, что Мане был слишком болен, чтобы писать картины в Фоли-Бержер, поэтому Сюзон приходила к нему в студию позировать за специально сконструированным баром.

3. Игроки в карты, Сезанн

 

Игроки в карты, 1890–1892 гг.,  Метрополитен-музей, Нью-Йорк. \ Фото: wikipedia.org.

 

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. \ Фото: wikipedia.org.



Сезанн наиболее известен своей серией, состоящей из пяти работ под названием «Игроки в карты». Одна из картин установила мировой рекорд цены: в 2011 году она была продана почти за двести шестьдесят миллионов долларов. Поль Сезанн был сложным человеком. Родившись в Экс-ан-Провансе на юге Франции, он много лет боролся за то, чтобы сбежать от своего властного отца. Он был очень вспыльчив, и большая часть его ранних работ была довольно тревожной (она даже включает картины с убийствами).

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. \ Фото: wikipedia.org.

 

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. \ Фото: wikipedia.org.



Но при поддержке Писсарро, он был введён в лоно импрессионистов и выставлялся на двух из восьми их независимых выставках, хотя и вызывал своими работами противоречивые отзывы. Например, один критик, увидев «Современную Олимпию», написал, что Сезанн - это человек с большой буквы, «этакий безумец, пишущий в состоянии белой горячки». К 1890-м годам Сезанн отдалился от своей жены и лучшего друга Эмиля Золя и был почти полностью предан своему искусству.

Игроки в карты, 1892—1893 гг., семейное собрание эмира Катара. \ Фото: wikipedia.org.

 

Игроки в карты, 1892—1893 гг., семейное собрание эмира Катара. \ Фото: wikipedia.org.



Серия Сезанна «Игроки в карты» изображает местных провансальских батраков, сосредоточенных на своих карточных играх. На двух картинах изображены три игрока в карты, на остальных - только два. Игроки сидят неподвижно и кажутся совершенно оторванными друг от друга. Пропорции многих игроков кажутся странными: посмотрите на маленькие головы, длинные руки и большие тела, а трубки и шляпы сильно отличаются друг от друга (у отца Сезанна был шляпный бизнес, прежде чем он стал банкиром). К тому же, синий цвет - любимый цвет Сезанна - заметен во всех картинах, кроме одной. Поль закончил много исследований, прежде чем умудрился написать пять этих картин, одна из которых (окончательная версия) находится в частной коллекции, купленной катарской королевской семьёй за рекордные в мире 259 миллионов долларов в 2011 году.

Игроки в карты, 1892–1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. \ Фото: wikipedia.org.

 

Игроки в карты, 1892–1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. \ Фото: wikipedia.org.

 

4. Бульвар Монтматр, Писсарро

 

Бульвар Монтматр ночью, Камиль Писсарро. \ Фото: cn.artsdot.com.

 

Бульвар Монтматр ночью, Камиль Писсарро. \ Фото: cn.artsdot.com.



Писсарро, возможно, не самый известный импрессионист. Но он был тем самым главным звеном, которое скрепляло импрессионистское движение. Родившись в датской Вест-Индии (ныне Виргинские острова США) в 1830 году, Камиль Писсарро был одним из основных членов группы импрессионистов. Он сыграл важную роль в организации первой независимой выставки импрессионистов в 1874 году, и его дружелюбный и непринуждённый подход к жизни позволил ему стать посредником между такими трудными личностями, как Дега и Сезанн.

Бульвар Монмартр утром, Камиль Писсарро. \ Фото: pl.pinterest.com.

 

Бульвар Монмартр утром, Камиль Писсарро. \ Фото: pl.pinterest.com.



В 1897 году Писсарро снял номер в отеле «де Русси» и выпустил серию из двенадцати картин с изображением бульвара Монматр в разное время суток и в разное время года.
Только на одной из картин изображена ночная дорога. Используя довольно грубые мазки кисти и смелые цвета, Камиль создал потрясающую работу, которая изображает яркие огни магазинов, театров, газовых фонарей и такси в сырой парижский вечер. Писсарро даже улавливает отражение ярких огней на фоне тёмного неба, что представляет собой ранний пример тенебризма. А его дневные сцены не менее замечательны своим разнообразием. Взгляд так и цепляется за оживлённую улицу пасмурным весенним утром и тёплый закат, когда деревья расцветают.

5. Водяные лилии, Моне

 

Водяные лилии, Клод Моне, 1915 год. \ Фото: wize.life.

 

Водяные лилии, Клод Моне, 1915 год. \ Фото: wize.life.



Моне - самый известный на сегодняшний день импрессионист, прославившийся своими «Водяными лилиями». Всего в серии насчитывается более двухсот пятидесяти картин, созданных за последние тридцать лет жизни Моне.
Моне переехал в Живерни, маленький городок под Парижем, в 1883 году (год смерти Мане). Для начала он арендовал большой фермерский дом, купив его примерно через десять лет, когда его работы стали пользоваться всё большей популярностью и ценой.
А после, в начале 1890-х годов, он обзавёлся земельным участком возле дома и начал превращать его в водный сад. Позже он нанял садовника, чтобы тот ухаживал за прудами и лилиями на постоянной основе.

Водяные лили в японском саду, Клод Моне. \ Фото: holst.com.ua.

 

Водяные лили в японском саду, Клод Моне. \ Фото: holst.com.ua.



Живерни был тем местом, где Моне продолжал рисовать с замечательным усердием до самой своей смерти. В течение тридцати лет, начиная с середины 1890-х годов, Моне в основном писал водяные лилии. Это была, пожалуй, самая полная его серия картин (он также написал множество вариантов стогов сена, тополей, Руанского собора и здания парламента).
И совсем неудивительно, что серия этих работ настолько сильно впечатляет, оставляя неизгладимое впечатление. Никто ещё так искусно не использовал цвет, свет и отражение. Кроме того, есть огромный выбор картин: картины с изображением пруда, японский мост, который Моне установил в 1906 году, и экстремальные крупные планы горстки лилий. Некоторые полотна огромны, особенно те, что сейчас находятся в Музее Оранжери в Париже.

Пруд с водяными лилиями, Клод Моне, 1918 год. \ Фото: artchive.ru.

 

Пруд с водяными лилиями, Клод Моне, 1918 год. \ Фото: artchive.ru.



Моне продолжал рисовать «Водяные лилии», несмотря на то, что его зрение примерно с 1908 года было нарушено катарактой (в конце концов он согласился удалить её хирургическим путём). В годы своей катаракты Моне использовал гораздо больше красного и оранжевого цветов. Моне был самым долгоживущим из импрессионистов: он пережил Мане более чем на четыре десятилетия, а Ренуара - на семь лет. Он писал «Водяные лилии» до самой своей смерти в декабре 1926 года.

А варианты картин из серии «Водяных лилий» можно увидеть по всему миру. В лондонской Национальной галерее и парижском Музее Орсе есть свои версии. То же самое можно сказать и о нью-йоркском Метрополитен-музее, вашингтонской Национальной галерее и Токийской Национальной галерее западного искусства. Парижский Музей оранжереи был специально построен по строгим указаниям Моне, чтобы хранить его наследие, состоящее из двенадцати огромных «Водяных лилий».

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: