Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира
Введение
Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени. О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание.
Мифы
Понятие «миф» - очень важное, но довольно сложное. О нем много спорят современные ученые и философы. Само слово «миф» происходит от греческого языка и означает «перевод», «сказание». Часто в быту его приближают к таким понятиям, как «сказка», «легенда», считают рассказом о чем-то, чего в действительности не было. Но в то же время миф - это не просто чья-то выдумка.
Многие люди когда-то серьезно верили, или же верят и теперь, что на самом деле все происходило именно так, как об этом рассказывает тот или иной миф. Мифы часто рассказывают о священных предметах, о богах и общения с ними. Можно сказать, что миф - это то, во что серьезно верили или верят другие люди, но не верим мы. При этом найдутся люди, которые считают мифом многое из того, во что верим мы сейчас, что считаем для себя важным и даже святым.
Миф тесно связан с понятием чуда - такого события, которое мы не в состоянии объяснить, которое считаем невозможным. Можно сказать, что чудеса всегда нарушают обычную логику окружающего мира. Нашим предкам показалось бы настоящим чудом многое из того, что является обычным для нас сейчас.
Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.
Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.
Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.
Главная функция - социально-практическая, которая направлена на обеспечение единства коллектива. Мифы обеспечивают сохранение социального и психологического единства коллектива, поскольку источник мифа – не только ужас и подавленность человека, но и мечтания овладеть силами природы с помощью человеческой воли.
Примеры
Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.
Индейцы Аризоны
Иногда мифы скрывают глубокие истины. Так, в пустыне Аризона (США) является круглый «Каньон дьявола». Сейчас ученые установили, что это - огромный кратер от метеорита, который упал не позднее 20000 лет назад.
За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцырассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».
Догоны
Догоны - народ, живущий в Мали (Африка) - в своих мифах наделяли особым значением Сириус - самую яркую звезду. Они считали, что Сириус на самом деле - тройная звезда, вокруг центральной звезды вращаются еще две маленькие и очень тяжелые звезды-спутники. Это на самом деле так, но увидеть спутники Сириуса возможно только в современный мощный телескоп.
Троя
Ученые долгое время считали, что поэмы Гомера о Троянской войне, где действуют боги, - это лишь литературное измышление. Но потом Генрих Шлиман, который поверил в реальность тех событий, на основании свидетельств Гомера нашел и раскопал руины Трои.
Первобытный человек
Ещё более интересно мировоззрение первобытного человека. В наше время мы ещё можем найти первобытные племена и рассмотреть и их.
Австралийские аборигены
Первобытные народы по-разному представляли себе происхождение человека. Например, по мнению австралийских аборигенов, первые люди в древности были комками, оставшимися на дне высохшего древнего океана, бесформенными пулями, которые слиплись между собой, и в которых только зарождались зачатки частей тела человека.
Демиург (в одном из вариантов - птица-мухоловка) разлепил эти куски каменным ножом. Ведущую же роль в мифах аборигенов сыграли тотемные предки. Предвечное время они часто именовали «временем сновидений». В то же время предки создавали горы, реки, часто луну и солнце, учили людей различным умениям, особенно обрядам инициаций.
Многие природные объекты - скалы, пещеры, водоемы - почитались как места «ухода в землю» или «следы» предков-тотемов. Там австралийцы устраивали святилища, сохраняли свои священные чуринги. Такие святилища - прототип будущих храмов, в которых будто общались с тотемными предками, проводили обряды инициаций, магические обряды для войны и охоты. Некоторые племена верили в Великую Мать - олицетворение плодородной силы Земли, которая порождает все сущее.
Бушмены
Другая древняя раса с первобытной культурой - бушмены, живущие на юге Африки. Их верования во многом подобны австралийским. Но им свойственно было обращаться с молитвой - просьбой о помощи в охоте - до различных небесных явлений (солнца, луны, звезд) и других могущественных духов.
Особенно бушмены почитали Цагна - насекомое богомола. Он со своей семьей (разными другими животными - журавлем, дикобразом и т.д.) когда-то были людьми, которые жили здесь до бушменов. он создал солнце, горы, животных, самых бушменов, научил их обрядам инициации. Цагн - «Господин всех вещей», он дает дождь, вызывает жизни и смерти.
Аканы
Такое непонятное для нас поклонения насекомым и паукам встречается и у других народов Африки. В частности, у народов акан (Гана) небесный бог Ньяма в виде Большого Паука Ананси сплел всю Вселенную как мировую паутину.
Вывод
Таким образом, мифы являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Своеобразие конкретной мифологической системы, с одной стороны, определяется неповторимостью и самобытностью этноса, которому она принадлежит. С другой стороны, мифология определяет уникальность конкретного народа, влияет на его ментальность, психологию, особенности формирования культуры, традиций, процесс духовной самоидентификации народа в границах всемирной истории человечества.
Видео
В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность. Она представляет собой не просто пересказ истории и событий из жизни мифических героев, она наполнена философскими размышлениями о бытие существ и людей. Которые так и норовят антуражем той загадочной эпохи.